Сроки: 16-22 июля 2006 года
Место проведения: п.Ольгинка Краснодарского края
(Черноморском побережье).
Семинар посвящен проблемам развития теории эвристического
образования, дистанционным формам эвристического обучения, их
интеграции с очным общеобразовательным процессом.
Режим работы семинара - стартовые сообщения учёных Российской
Академии образования, ведущих сотрудников ЦДО «Эйдос», круглые
столы, работа проблемных групп.
Формы работы участников семинара:
- Коллективная – участие в круглых столах.
- Групповая – проектная деятельность в
составе проблемных групп.
- Индивидуальная – разработка
индивидуальных планов и программ деятельности.
В ходе семинара проведены 3 круглых стола:
1. «Дидактические
основы эвристического обучения». Ведущий - Хуторской Андрей
Викторович, докт. пед. наук, чл.-корр. РАО
2. «Дистанционные
эвристические олимпиады в системе общего образования». Ведущий -
Андрианова Галина Александровна, канд. пед. наук, зам. директора ЦДО
«Эйдос»
3. «Образовательные
коммуникации на дистанционных занятиях (олимпиады, курсы, форумы,
чаты)». Ведущий - Король Андрей Дмитриевич, канд. пед. наук,
зав. кафедрой обществознания ЦДО «Эйдос»
На семинаре работали 4
проблемные группы:
Группа «Ученый», координатор: к.п.н. Г.А.Андрианова
Группа «Кафедра», координатор: к.п.н. А.Б.Галанов
Группа «Управленец», координатор: И.Н.Мартынова
Группа «Учитель», координатор: Н.П.Трусова
Каждая группа защитила на
итоговом заседании выполненные разработки. В результате были
предложены пути решения выявленных научно-педагогических проблем,
подходы к планированию опытно-экспериментальной деятельности.
Регламент семинара
16 июля, воскресенье
Заезд, регистрация и поселение участников
09.30 – 10.00 – Завтрак
14.15 – 14.45 – Обед
15.00 – 17.00 – Целеполагание участников семинара.
19.15 – 19.45 – Ужин
17 июля, понедельник
15.00 – 17.30 – Открытие семинара. Круглый стол «Дидактические
основы эвристического обучения». Ведущий - Хуторской Андрей
Викторович, докт. пед. наук, чл.-корр. РАО
20.00 – 21.30 – Работа в группах
18 июля, вторник
15.00 – 15.30 – Выступления групп о целях своей деятельности.
15.30 – 17.30 – Круглый стол «Дистанционные эвристические олимпиады
в системе общего образования». Ведущий - Андрианова Галина
Александровна, канд. пед. наук, зам. директора ЦДО «Эйдос»
20.00 – 21.30 – Работа в группах
19 июля, среда
Экскурсия в Аше.
20 июля, четверг
15.00 – 17.00 – Круглый стол «Образовательные коммуникации на
дистанционных занятиях (олимпиады, курсы, форумы, чаты)». Ведущий -
Король Андрей Дмитриевич, канд. пед. наук, зав. кафедрой
обществознания ЦДО «Эйдос»
17.00 – 18.30 – Выступления групп о промежуточных результатах
деятельности.
20.00 – 21.30 – Работа в группах
21 июля, пятница
15.00 – 17.00 – Выступления групп с защитой выполненных разработок.
Сдача подготовленных материалов. Рефлексия. Итоги семинара
20.00 – 21.30 – Собрание оргкомитета
22 июля, суббота
День отдыха. Экскурсии.
23 июля, воскресенье
Отъезд участников
Результаты семинара
Круглые столы и
выступления групп выявили следующие темы и проблемы дискуссий:
- философские основы креативного образования, соотношение
эвристического и традиционного типов образования;
- коммуникативная составляющая дистанционного эвристического
обучения;
- интеграция дистанционных и очных форм учебного процесса;
- критериальный инструментарий для разработки и оценки эвристических
заданий;
- структура элективных очно-дистантных курсов для профильного
обучения;
- программа деятельности общеобразовательного учреждения с
включением дистанционных олимпиад и курсов.
По перечисленным направлениям получены результаты, которые могут
служить основой для планирования научных исследований в области
дидактической эвристики, а также инновационных задач освоения
эвристического обучения.
Одним из главных общих результатов семинара является обозначение
проблематики научной школы А.В.Хуторского, относящейся к направлению
эвристического обучения (очный и дистанционный аспекты).
Получены также следующие результаты:
1. Удалось консолидировать усилия по развитию научной школы, в
направлении которой работает ЦДО «Эйдос». Определен ряд
научно-педагогических проблем, которые лежат в основе
образовательной концепции Центра. Это проблемы инновационного
внедрения эвристического обучения в общеобразовательный процесс,
критериев разработки и оценки эвристических заданий, диалогового
компонента дистанционных занятий, интеграции очных и дистанционных
форм проведения курсов и др.
2. Обозначены научно-педагогические основы планирования работы школы
и учителя в направлении интеграции эвристического обучения с
общеобразовательным. Группы «Управленец» и «Учитель» разработали
проекты планов такой деятельности на учебный год. Предложен подход к
созданию очно-дистантных профильных курсов по учебным предметам.
3. Заложены основы планирования деятельности Центра и школ на
следующий учебный год. Определены подходы к согласованному
взаимодействию различных субъектов дистанционной деятельности:
учителей, локальных координаторов, членов кафедр и администрации ЦДО
«Эйдос». Результаты проведенного семинара позволят обоснованно
подойти к системному планированию учебного года.
Имеются и нерешенные проблемы. Так, необходима разработка
систематики критериального инструментария эвристических заданий как
промежуточного звена между образовательными целями эвристического
обучения и системой диагностики развития личностных качеств учащихся
Требует доработки структура деятельности дистанционных кафедр ЦДО
«Эйдос» как организационной ячейки инновационных и
опытно-экспериментальных процессов, относящихся к разработке и
внедрению эвристического типа образования.
Фоторепортаж о семинаре
Круглый стол ведёт д.п.н. А.В.Хуторской:
Во время круглых столов участники обсуждают стартовые доклады
ведущих, а также выступают по сформулированным проблемам.
Выступает В.П.Кузнецов, педагог кафедры информатики ЦДО "Эйдос":
Круглые столы и выступления групп были выявили следующие темы
дискуссий: философские основы креативного образования, соотношение
эвристического и традиционного типов образования, интеграция
дистанционных и очных форм учебного процесса, критерии разработки и
оценки эвристических заданий, структура элективных очно-дистантных
курсов для школ, программа деятельности общеобразовательного
учреждения с включением дистанционных олимпиад и курсов.
Проблемные группы «Ученый», «Кафедра», «Управленец», «Учитель»
выполняли разработку выявленых проблем.
Каждая группа защищала свои разработки, отвечала на вопросы
участников и ведущего семинара.
Группа "Кафедра" подготовила проект планирования работы кафедр
ЦДО "Эйдос" на предстоящий учебный год.
Заведующие кафедрами ЦДО "Эйдос" кандидаты педагогических наук
А.Б.Галанов и А.Д.Король обсуждают с ведущим семинара разработанную
программу.
В конце семинара участники получили свидетельства о его успешном
окончании. Свидетельство получает координатор группы "Управленец"
И.Н.Мартынова.
Неофициальная часть семинара
В первый день
семинара природа
преподнесла сюрприз
- бурю, из-за
которой мелкая
местная речка стала
похожа на штормовое
море.
Река разлилась и
смыла всё, что было
на ее пути - глину,
деревья, пчелиные
улья. На следующий
день из моря
доставали
автомобиль, который
унесло вместе с
гаражом и протащило
по реке 2 км.
В результате
шквальных дождей
затопленными
оказались местные
кафе вместе с
танцплощадками.
Но в остальные дни
погода была
прекрасной.
Лишь изредка море
выносило на берег
смытые бурей
деревья.
В один из дней
участники семинара
побывали на
экскурсии в Аше
(Адыгея). По пути
нам показали древние
сооружения из камня
- дольмены, которые
похожи на грибы с
входным отверстием
на ножке.
В Адыгее красивые
горные реки и
висячие мосты, по
которым мы ходили,
покачиваясь.
Затем - настоящий
экстрим -
путешествие на
вездеходах по горной
реке.
Поскольку семинар
уже закалил и
сплотил участников,
поездка вызвала, в
основном,
положительные
эмоции.
Слева - направо:
О.Н.Яшухина,
В.П.Кузнецов,
И.Н.Мартынова:
Впереди нас ждали
многоярусные
водопады:
На некоторые
водопады можно было
взобраться и снять
их сверху.
В конце путешествия
мы побывали на
концерте с
национальными
танцами, песнями и
играми. Адыги (они
же адыгейцы,
черкесы)
-
весьма
колоритный
кавказский народ.
Ну, и, конечно же,
дискотека, на
которой многие
участники семинара
проявили себя
творчески.
Мартынова Ирина
Николаевна:
Ростовщикова Дина
Владимировна:
Завьялова Ольга
Алексеевна:
Семенова Елена
Петровна:
Яшухина Ольга
Николаевна:
Вернувшись в
Ольгинку, можно было
полюбоваться
морскими закатами.
|